Жовто-блакитна мозаїка

Позитивно-патріотична аналітика

Сейчас мы начнем придумывать мир.  (Михаил Веллер)

Ваши твиты, лайки и плюсики помогают развиваться сайту "Жовто-блакитна мозаїка". ;)

Спасибо, уважаемый посетитель!

Третья часть дискуссии между верующим и неверующим.

Первая часть
Вторая часть


ДД: Уважаемый Борис! Я верю в то, что Бог дал нам жизнь, чтобы мы прожили ее достойно и по возможности счастливо. И чтобы научились быть счастливыми уже в этом мире (независимо от того, есть ли жизнь вечная, следующая…).

БК: Увы, одни и те же слова для разных людей означают порой противоположные вещи. Для одних прожить достойно и счастливо значит достигнуть всяческого благополучия и всеобщего уважения среди князей мира сего, чувственного, эстетического наслаждения, самолюбования, а следовательно, и трепетного взращивания собственной гордыни. Этот путь кажется естественным и привлекательным, но он неизбежно ведет человека к погибели. Достаточно посмотреть непредвзятым взглядом на судьбы “счастливчиков” мира сего. Как бы ни были они успешны по земным меркам, рано или поздно становится очевидным, что последовавшие в этом направлении неизбежно заходят в тупик. И если они все же утверждают, что абсолютно счастливы, то скорее всего они лукавят, и неискренни, и далеки от Бога.
Недаром Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: “Вера ослабляется упованием на свой разум, неискренностью и самолюбием”.

ДД: Согласна. Действительно, вера ослабляется, если использовать разум. И углубляется, если намеренно, вполне сознательно (как это делают некоторые умные люди) - ради веры - отключать собственные мозги.

БК: Для других суть счастливой жизни заключается в стремлении к Богу, следовании его заповедям, приближении к Нему через кроткое смирение, светлое и доброе отношение ко всем. Они верят в то, что всякое дыхание должно славить Господа и Его мироздание вопреки неурядицам или несчастьям, которые посылает нам жизнь.

ДД: Стоп-стоп. Кто-кто посылает неурядицы или несчастья? Жизнь? Судьба? Мир? Бог? Будьте точнее в своих формулировках.

БК: Причем делать это не заставляя себя, не потому, что так надо, а с радостью, добровольно, незлобиво. Не вздыхая, что мир этот создан не нами и не нам решать, каково должно быть его устройство, а с детской чистотой сердца, презрительно именуемой наивностью, принимая все, что дает нам Бог. “Не будете как дети, не войдете в Царство Небесное”. В том-то и дело, что Царство Небесное не есть некий приз в конце пути, от которого можно и отказаться, полагая в тайной гордыне, что если наши чаяния на “воскресение мертвых и жизнь будущего века” не совсем оправдаются, то обойдемся и так. Царство Небесное — это не банальный рай с вкусными плодами. Это слияние с Творцом, с Богом, а Бог — это Любовь. Следовательно, Царство Небесное — это прежде всего состояние нашей души, воссоединенной с Богом. И это не пустые слова, затертые до дыр проповедниками. К сожалению, нет в человеческом языке слов, чтобы выразить то счастье, которое обретает человек в присутствии Бога. Оно описано в Евангелии. Иисус пророчески произнес: “Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе” (Мк. 9: 1), а спустя шесть дней взял трёх ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. И во время молитвы Он “преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф. 17: 2). При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом “об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме” (Лк. 9: 31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: “Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии” (Мк. 9: 5).
После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте” (Мф.17: 5). “Равви! хорошо нам здесь быть”, — вот ключевые слова, описывающее Царство Небесное. Оно скрыто от нас повседневными грехами, озлоблением, гордыней. Но для стремящихся к нему оно становится не финишной прямой, а единственным смыслом существования. Те же, кто ищет земного счастья, отмахиваются от Царства Небесного как от блажи и выдумки Церкви. Или пытаются разделить свои земные устремления и высшие. А разделять их нельзя. Невозможно одновременно двигаться вверх, двигаясь вниз...

Поэтому эти разные пути, эти различные представления о счастье нередко входят в острое противоречие. Даже те, кто умом и сердцем понимает, к чему следует стремиться, все же продолжают жить мирскими понятиями, что по немощи нашей можно простить. Конечно, не может все человечество разом уйти в монашество и проводить день и ночь в молитве. Но можно и в миру жить, все время помня о Господе.
Можно и должно и в миру стремиться к Царствию Небесному, зарождающемуся у нас в душе.
Как говорил Преподобный Святой Серафим Саровский: “Стяжать благодать Духа Святого”. В этом и заключается как цель, так и смысл христианской жизни... Лиши нас этого, и все наше существование превратится в бессмысленное копошение в мусоре. Неудивительно, что все это неочевидно подавляющему большинству.

ДД: У нас с Вами абсолютно противоположное понимание понятия Царства Небесного, которое в душе у каждого человека. Вся проблема верующих только в том, что они убеждены, что Царства человек может достичь уже в этой жизни, “стяжать благодать” исключительно через религиозные ритуалы-обряды-таинства-молитвы.
Конечно, можно и таким образом! Но не только!
И верующему человеку доказать это очень тяжело, практически невозможно.
Всё, что он может сказать в ответ на это: “Не всякий духовный опыт – от Бога”. Верующие просто не могут себе представить очень положительный духовный опыт, достигнутый не в результате соблюдения каких-то там ритуалов. Почему? Да потому что они свой положительный духовный опыт приобрели именно в результате ритуалов-обрядов - тех или иных “таинств”.

БК: Поэтому Иисус Христос сравнивает Царство Небесное с жемчужиной и зарытым в поле сокровищем.

ДД: Положительный духовный опыт неверующего тем более можно сравнить с жемчужиной или зарытым в землю сокровищем. Потому что неверующий человек точно знает, сколько он перепахал поля, сколько он вырастил хлеба… Чтобы потом, вдруг, в совершенно неожиданном месте, где уже десятки раз пахал, копал, сажал, добывал, собирал урожай, вдруг найти потрясающее необыкновенное сокровище! Он его – это сокровище – не только не искал. Он даже не подозревал о том, что такое вообще бывает. Он пахал свою ниву. Был уверен в том, что его судьба – пахать и пахать. При этом – достаточно равнодушно относился к ритуалам любого рода.
И вдруг!! Ах! Что это? Это мне? За что?! Я ведь простой обычный человек.
Что он стал делать в результате? Продолжать пахать свою ниву, конечно же! А как же!
Хм… Думаю, что все поняли: в данном случае слово “сокровище” (точно так же как и во фразе Иисуса) использовано в переносном, не материальном, не денежном смыслах.

ДД: Мне кажется, Бог радуется, когда видит, что человек стремится жить достойно и счастливо, что бы это ни означало для самого человека. И Богу угодно, когда человек ищет свое предназначение в мире. Уверена, что никто не станет спорить с тем, что у каждого человека есть свое предназначение. И можно допустить, что оно дано человеку Богом. И оно у каждого разное. Разве нет? Ведь поиск человеком своего предназначения — это по-настоящему, объективно положительный процесс. Причем в любом обществе, в любое время. Независимо ни от каких других факторов, в том числе — независимо и от веры (или неверия) в Бога.

БК: В том-то и дело, что без веры в Бога человек не может быть полностью счастлив. Без веры в Бога, человек смертен. И как бы ему ни было хорошо в этой жизни, тень неминуемой смерти, полной и окончательной, всегда будет омрачать его существование. Вера же в Бога, именно христианская вера, освобождает от страха смерти, от бессмысленности земного существования. Недаром мы поем на Пасху: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.

ДД: Ну так получается, что вера в вечную жизнь важна именно для тех людей, которые боятся смерти и бессмысленности земного существования! А если человек нашел смысл своего земного существования, то ему уже не важно, что будет “потом” - главное, успеть как можно больше сделать здесь и сейчас, пока ещё можно что-то сделать – для мира, для людей.
Так с этим экзистенциальным страхом можно бороться совершенно другим способом: человеку надо найти, обнаружить, понять смысл ЭТОЙ своей жизни ~ своё предназначение.

БК: Он даровал жизнь не только тем, кто был мертв во времена Его воскресения. Он даровал жизнь вечную и нам с вами, и будущим поколениям. Без такой веры человек не может быть счастлив. Этим ограничивается разнообразие дорог к счастью.

ДД: Точно? Вы проверяли? Не нашли? Не смогли без такой веры стать счастливым? И именно на этом основании утверждаете, что такого не может быть, потому что это не удалось лично ВАМ (ну и ещё тысячам и миллионам людей).
Буддисты не счастливы? Какие-то кришнаиты, достигшие нирваны… Вы кришнаиту или Далай-Ламе попробуйте сказать, что он не счастлив или неправильно счастлив, потому что он неправильно верит в перерождение душ и на самом деле никакого перерождения нет.
А еще есть такие “глупцы” (десяток / сотня / тысяча человек), которые таки смогли это сделать, найти смысл своей жизни: здесь и сейчас, - и научились быть счастливыми здесь и сейчас, невзирая на всё несовершенство окружающего мира, над преобразованием и улучшением которого они работают и принимают участие, прикладывают свои силы, ум, умения и навыки, и именно в этом находят смысл своей жизни, своё предназначение и – своё счастье (хоть и не все, но достаточно многие)!
Вам не кажется, что на этих очень простых примерах христианская доктрина о необходимости веры в загробную жизнь, и что только в другой жизни человек может обрести счастье и блаженство, оказывается как бы так… немножко неполной или неточной?

БК: Поиск же своего предназначения, о котором вы говорите как об угодном Богу, — не что иное, как проявление свободы воли, дарованной человеку Богом. Не более того.
Предназначение человека — стремиться к Богу.

ДД: Рекламный слоган политической кампании. Ой, простите! Религиозного движения.

БК: Авва Дорофей говорил: “Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом”.

ДД: А вот в эту фразу можно вкладывать сколь угодно широкий или узкий смысл. Каждый её может прочитать по-своему. И – в зависимости от собственных убеждений - найти разное подтверждение собственным мыслям. Так что это тоже – достаточно манипулятивный метод: использование округлых фраз с красивыми лозунгами, в подтверждение любой идеи.

ДД: Человек может верить в то, что он ищет данное ему Богом предназначение. Или может считать, что следует психологическим законам… Это в принципе не столь важно.
Важно только то, что нахождение своего предназначения в мире и в жизни, безусловно, способствует более счастливой и достойной жизни этого человека. И ни в коем случае, никоим образом не противоречит религиозной морали в целом, и ни одной Заповеди в частности. Ведь не противоречит?

БК: Поиск не противоречит. Искать можно. Только надо помнить, что на вершину горы вовсе не ведут все пути. На гору обычно ведет только один безопасный, пусть и трудный путь. Все остальные пути приводят к падению в пропасть. Те, кто утверждает, что на гору можно взойти любым путем, ошибаются даже в практическом плане. Даже на земные горы ведут только один-два альпинистских маршрута, по которым возможно совершить восхождение. Все остальное — отвесные скалы и опасные кручи!
Нельзя полагать, что опустившийся алкоголик, озлобленный и нераскаявшийся грешник, насильник тоже “по-своему” ищут Бога. Утверждение, что это тоже богоискательство, скорее, является издевкой и кощунством. Лукавый внушает нам, что все пути хороши, и мы отправляемся в путь кто куда навстречу неизбежной гибели.

ДД: Мне бы и в голову не пришло сказать, что алкоголик или насильник “по-своему” ищут Бога или даже своё предназначение в мире. Это же просто смешно! Исходя из этих Ваших слов складывается впечатление, что кроме верующих, с одной стороны, и алкоголиков и разных преступников, с другой стороны, других людей (посередине) вообще нет. Либо так, либо иначе. Так, что ли, получается?

БК: Христос же четко указывает, что он и Путь, и Истина и Жизнь. Тот, кто следует его заветам не по-фарисейски, а искренне и с чистым сердцем, — тот и идет в правильном направлении. Все же остальное — тьма внешняя, где только плач да скрежет зубов.

ДД: Лозунги, лозунги и больше ничего.

ДД: Но вы сами писали в книгах: “Не вникая в суть своего предназначения, по-моему, невозможно стать вполне счастливым”; “Современное общество, заявив о равенстве людей, заведомо утопическом явлении, образовало общество индивидуумов, потерявших реальные ориентиры, не знающих своего места и предназначения, не ведающих, как и какой сад им возделывать”; “Мало найти себе надёжный источник пропитания, хотя этому поиску многие безуспешно посвящают всю свою нехитренькую жизнь. Самое главное — найти своё высшее, особое предназначение, а это так непросто, так непросто... что многие даже и не пытаются”; “Нормальный человек — это тот, кто думает прежде всего о своей безопасности и о безопасности ближних, к которым он, в общем, причисляет все человечество. Нормальный человек ищет любви, дружбы, успеха в делах, жаждет искусства, творчества, усерден в науках и в конце концов принимается за поиск своего высшего предназначения, поддерживая в этом других”. Это же ваши слова.

БК: Я не вижу в приведенных вами цитатах противоречия со сказанным мной сейчас. Но если и было бы такое противоречие, то я мог ошибаться. Тот факт, что человек сказал нечто прежде, вовсе не означает, что он обязан придерживаться этого мнения и впоследствии. Люди часто ошибаются, и настаивать на своих ошибках не только неразумно, но и грешно.
Еще раз позволю себе отметить, что в приведенных вами цитатах нет противоречия. Христианство не отрицает возможность жизни в миру. Не порицает того, чтобы человек заботился о своей безопасности и о безопасности ближних, искал любви, дружбы, успеха в делах, занимался искусством, творчеством, был усерден в науках.
Просто все это не должно ставиться во главу угла. Превращаться в идола. Отодвигать Бога на второй план. Более того, все это должно совершаться с постоянной памятью о Боге, словно ходишь непрестанно перед взором Его, а посему должно совершаться с молитвой и верой в то, что жизнью нашей управляем не мы, а Божественное провидение. Именно в этом стремлении к Богу и заключается поиск своего высшего предназначения. Служить Богу ведь можно многими путями. Именно в поисках этих путей и заключается наше разнообразие. В поисках пути нашего служения.

ДД: А какой сад предлагает возделывать Библия? Мне встречалось следующее толкование понятия “Бог сотворил человека по образу и подобию своему”: человек подобен Богу в том, что он тоже творец, что он что-то создает. И с таким толкованием я согласна. Конечно, человеку необходимо что-то в мире делать, создавать, приносить в мир что-то своё, то, что именно этот человек может миру дать.

БК: Конечно, творить и созидать можно и нужно. Но во славу Божью! А не наоборот...

ДД: Наоборот? Это как? Ну вот если творение, творчество, созидание, работа полезно миру, людям, но человек, творящий и созидающий эти полезности, относится к идее Бога спокойно, без фанатизма и без соблюдения ритуалов-таинств, разве его творения и полезности становятся от этого менее полезными миру? Они становятся от этого плохими?
Вот я живу в доме и понятия не имею, веровал ли его строитель в Бога или Кришну или вообще был атеистом. Мне это всё равно. Лишь бы крыша не протекала.

БК: И не нужно говорить, что это понятие относительное... Что, мол, каждый может решать, что во славу божью, а что — наоборот. То, что противоречит заповедям, не может быть во славу Божью. Вот вам и мерило всех вещей. То, что призывает отодвинуть Бога на второй план, возводит идолов, отвращает от молитвы, кощунствует, приводит к вражде, разврату, лжи, алчности — не может быть во славу Божью.

ДД: Приходил к нам на фирму кришнаит. Мы покупали у него самосы (такие специальные пирожки). Вкусные, и желудки наши воспринимали их отлично.
При этом нам было абсолютно всё равно, каких религиозных убеждений придерживается продавец и какие ритуалы при этом совершает. Хотя кришнаит объяснял: “Самос – это не только физическая еда, но и духовная. Я встаю на рассвете, очищаю свои мысли, молюсь Кришне, только после этого приступаю к изготовлению самосов…” – ну и молодец!
Самосы во славу Кришны? То есть не во славу Бога? Молитва неправильная? Отвращает от молитвы Богу?..
Или поедание самосов противоречит Заповедям? В каком месте?
Вражде, разврату, лжи и алчности самосы эти точно никак не способствовали.
Мда… вкусные были самосы. :)
Ужас просто, как я тут накощунствовала!

БК: Конечно, мы творим все это по немощи нашей, но по крайней мере мы должны стараться раскаяться, а не прославлять такие пути, именуя их “богоискательством” и “поиском своего высшего предназначения”.

ДД: Раскаяться в поедании кришнаитских самосов? Я этим нагрешила? Они же вообще всегда без мяса и без животного жира. Кришнаиты к этим вещам относятся гораздо жёстче, чем христианская религия. Опять кощунство, ай-яй-яй! Надо раскаяться, конечно. Но самосы были вкусные. :) Не могу же я раскаиваться в том, что не считаю плохим. Это ведь будет неискреннее раскаяние.

БК: Представление о том, что Церковь противится творчеству и познанию, — неверно. Преподобный Нектарий Оптинский говорил: “Бог не только разрешает, но и требует от человека, чтобы тот возрастал в познании. В Божественном творчестве нет остановки, все движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. И хотя бы человек учился сто лет, он должен идти к новым и новым познаниям”.
Предназначение человека — через познание войти в полноту Божественной жизни. Для некоторых эти слова могут показаться неубедительными, но для верующего сердца их смысл абсолютно понятен.

ДД: Предназначение человека — через познание и собственные действия войти в полноту мира, ощутить себя частицей мира. Для многих эти слова могут показаться неубедительными, но некоторым счастливцам их смысл абсолютно понятен.
:)
Чем этот слоган хуже предыдущего? Он лучше. Потому что не требует ритуалов.

ДД: Не сомневаюсь, что Святые отцы с благоговением читали Библию. И что благодаря этому и молитвам им открывались истины Божии; и потому в книгах Святых отцов много умных мыслей. Так, например, в предыдущей нашей беседе Вы приводите слова Святителя Григория Нисского: “Быть по образу Божиему свойственно нам по первому нашему сотворению, а быть по подобию — зависит от нас только в возможности, приобретаясь же на самом деле посредством деятельности”.
Но откуда, из каких библейских строк Святитель Григорий Нисский это взял? Что вообще говорит Библия о деятельности человека в мире? “В поте лица твоего будешь есть хлеб”. И всё?.. Это всё, что Библия может сказать о деятельности человека? Деятельность, труд, работа — как наказание? Как помогает Библия человеку найти реальные ориентиры, узнать свое место и предназначение, понять и определить, как и какой сад ему возделывать? А как этому помогает Церковь?..

БК: Я отвечу на ваши вопросы, несмотря на то что они, скорее всего, риторические. Вы ведь своими вопросами не пытаетесь доискаться, где именно и как Библия указывает нам путь. Вы пытаетесь выразить свое разочарование устройством мира.

ДД: Ничего подобного! Я здесь не пытаюсь выразить свое разочарование устройством мира. Я говорю именно об отображении некоторых реальных проблем в современном мире в Библии. Точнее – об отсутствии такого отображения. Конечно, мир изменился. Перед человеком появились новые “вызовы”. А в Библии этого нет, просто потому что в то время, когда создавался Ветхий и даже Новый Заветы перед человеческим обществом стояли совершенно другие проблемы – выживание, взаимодействие в человеческом обществе. А проблема поиска человеком своего предназначения появилась в другое время, – с развитием мира, его преобразованием, изменением, улучшением жизни.
То есть этим вопросом я намекаю на то, что Библия не является действительно Вечной Книгой. Она была очень важна в то время. Поскольку регулировала на своём уровне жизнь и взаимоотношения в обществе: Ветхий завет – на одном уровне, а Новый завет поднял взаимоотношения между людьми на гораздо более высокий уровень.
Но в современном мире перед человеком возникли совершенно новые проблемы, которые Библия не только не решает, но и не пытается решить. Просто потому, что в период ее создания – таких проблем просто не было.
Похоже, пришла пора для Новейшего Завета, нет?
И что вот это растолкование Святителя Григория Нисского верно по существу, но никоим образом не исходит из текстов Библии.
В Библии больше рассказывается, каким должен быть человек, но не что человеку в этом мире делать. Так вот если эта первая часть (каким быть?) очень важна, то не менее важным есть ответ на вопрос: что делать?

БК: Но в том-то и дело, что некоторые из нас, пребывая в добровольной слепоте, ложатся почивать на жесткий пол рядом с мягкой периной и жалуются, что им жестко спать. А когда их приглашают подняться с пола и прилечь на перину — отказываются, утверждая, что лежа на полу ищут свой особенный путь. Ну а чтобы не казаться и вовсе безумными, утверждают, что никакой перины рядом нет или что о ее наличии никто им не сообщил.
Вам и большинству читателей знакомы слова Господа нашего Иисуса Христа, которые в наиточнейшей форме отвечают на ваши вопросы.
Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам путь — дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будет исполнять Его наставления, Христос обещает, как Царь неба и земли, умиротворение в этой и вечное блаженство в будущей Вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

Вы спрашиваете, как помогает Библия человеку найти реальные ориентиры в жизни,

ДД: Ничего подобного. Я задала конкретный вопрос – о том, что Библия говорит о поиске предназначения. А Борис Кригер уходит от ответа на этот конкретный вопрос и продолжает свою проповедь:

БК: а Христос вам отвечает: “Блаженны нищие духом, потому что дано им будет Царство Небесное”. Нищие духом — это люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основная христианская добродетель, потому что оно есть основание любви. Оно противоположно гордости, а от гордости произошло всё зло в мире.
Как еще нужно указать человеку, что ему делать? Идите и размышляйте о своих грехах, ищите в себе все то, что заставляет вас роптать, что питает гордыню.

ДД: Опять манипуляция, разбалансировка сознания: “грехи, гордыня”.

БК: Меняйте свою жизнь в соответствии с этими размышлениями. Чем не занятие? Чем не ориентир? Взглянув в себя, увидев всю нашу злобу и раздражение, невольно мы заплачем.

ДД: Манипуляция.

БК: И тогда станут блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся. Плачущие — люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе — вечную радость. И оплакав свои грехи, мы неизбежно станем кроткими. И будем терпеливо переносить всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота на Бога), и смиренно терпеть неприятности и обиды от людей, ни на кого не сердясь.

Но сами мы не можем всего этого достичь без Божьей помощи. И потому “Блаженны алчущие и жаждущие правды; потому что насытятся”. Алчущие и жаждущие правды — люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) хлеба и жаждущие воды, просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы, если и сами будут милостивы к другим.

“Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут”. Милостивые — люди, имеющие доброе сердце, — милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся чем могут. Такие люди будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.
Простить бывает настолько трудно, что, кажется, и не сможешь этого сделать никогда, ибо мука выше человеческих сил. Как говорил Иоанн Златоуст, “такой подвиг почти превышает природу человеческую и требует помощи свыше”.

Вспомните слова молитвы “Отче наш...”, молитвы, данной нам Господом. В ней определена мера того, как и мы сами будем прощены Богом. Вот она, эта мера: “И прости нам долги наши, так же, как и мы прощаем должникам нашим”. Люди должны прощать, и это очистит их сердце...

“Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”. Чистые сердцем — люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, то есть хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.
Достигнув чистоты сердечной, мы примемся помогать другим достигнуть того же, если они, конечно, сами захотят. К вам явятся враждующие, и вы их помирите. Чем не достойное занятие всей жизни? Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими. Миротворцы — люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, то есть детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.
Конечно, все это не нравится силам мира сего, силам земным, низменным... Они будут гнать вас. Ибо, как говорил Святой Иоанн Дамаскин, “кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло”. Однако блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное. Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, то есть по Божьему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ничем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное. “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах”. Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что вас ожидает великая, самая большая награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

ДД: На самом деле – вот эта длинная проповедь не находит никакого отклика в моём сердце. Не потому что я бессердечная, и не потому что ужасная грешница (при том, что по жизни совершала ошибки, конечно же, как всякий обычный человек). А потому, что все эти громкие слова – не имеют ко мне абсолютно никакого отношения. Передо мной (как обычным средним современным человеком) стоят другие задачи. Например, если ранних христиан преследовали, гнали и поносили за их веру, то разве сейчас происходит что-то подобное? Так зачем об этом вообще писать вот здесь, в этой нормальной беседе между двумя умными современными людьми?
И поэтому я эту проповедь не хочу комментировать. Бесполезная трата времени.


Четвертая часть

Добавить комментарий

Это защита от тупых ботов, которые мешают жить хорошим людям.

На страницах сайта "Жовто-блакитна мозаїка" нередко будут встречаться "потерянные" ролики Ютуба. Возможно, кто-то "подчищает хвосты", убирает улики... Либо человек поменял свои убеждения, осознал свои ошибки. Либо еще более печальная причина. frown

Цитатник Мозаики

Как Вы думаете?..

 

 

Мозаика в соцсетях

Введите Ваш e-mail: